«Северный поток-2» уперся в Данию: королевство испугалось за национальную безопасность

b38fe560ca3bc7db2313ce17ddebd48b

Нaд прoeктoм нoвoгo рoссийскoгo гaзoвoгo маршрута «Северный поток — 2» продолжают сгущаться тучи. В роли его нового оппонента выступила Дания, парламент которой издал закон, согласно которому королевство в праве запретить строительство трубопровода в своих территориальных водах. Впрочем, вполне вероятно, что такое решение имеет характер внешнеполитического сигнала и не станет реальным препятствием для реализации проекта. Позиция Копенгагена выходит за рамки Конвенции ООН по морскому праву. Кроме того, «Газпром» способен изменить маршрут газопровода, чтобы обойти датскую территорию.


фото: pixabay.com

Изданный парламентом Дании закон позволяет внешнеполитическому ведомству ставить под вопрос целесообразность прокладки «Северного потока — 2», равно как и других трубопроводов через свои территориальные воды. До последнего момента эта тема находилась в компетенции Датского энергетического агентства, права которого довольно ограничены. Это ведомство может отклонить проект только по экологическим причинам. МИД Дании вправе запретить строительство газопровода, объяснив это своими внешнеполитическими интересами и соображениями безопасности.

Ранее аналогичные законодательные инициативы уже были проведены в Швеции, территориальные воды которой также затрагивает маршрут «Северного потока — 2». Впрочем, шведские дипломаты наткнулись на сопротивление со стороны международного законодательства. Дело в том, что, согласно Конвенции ООН по морскому праву, ограничение на прокладку трубопроводов равнозначно запрету на свободу мореплавания.

Блокировать реализацию таких проектов национальное правительство любой страны может только исходя из экологического аспекта. В связи с тем, что маршрут «Северного потока — 2» в большей степени повторяет согласованный маршрут уже построенного «Северного потока» и при его строительстве соблюдаются те же самые экологические условия, глава МИД Швеции Маргот Валльстрем осенью 2016 года заявила, что у ее государства «нет юридических оснований, чтобы остановить проект».

Скорее всего, Дании также придется смириться с морской конвенцией ООН. Косвенно это подтверждает датское издание Berlingske Tidende, которое называет новый закон всего лишь «внешнеполитическим сигналом, нежели реальной преградой для строительства российского газопровода». Кроме того, в сентябре этого года глава датского МИД Андерс Самуэльсен говорил, что «Дания слишком маленькая страна, чтобы пытаться препятствовать такому проекту и бросать вызов остальным членам ЕС».

В России пока не считают решение датского парламента серьезной угрозой для реализации «Северного потока — 2». По словам первого зампреда комитета Госдумы по энергетике Игоря Ананских, в подобных вопросах «внешними факторами занимается правительство Евросоюза, которое уже одобрило сделку по «Северному потоку». Решение датского правительства — это попытка показать свою значимость в общеевропейском деле».

По словам заместителя генерального директора по газовым проблемам Фонда национальной энергетической безопасности Алексея Гривача, если Дания действительно будет настаивать на применении своего нового закона, чтобы воспрепятствовать строительству «Северного потока — 2», то «Газпром» может найти альтернативный маршрут для укладки трубопровода. «Хотя поиск нового варианта может занять несколько месяцев, критически это не повлияет на сроки реализации проекта. Впрочем, у датчан, как и у других оппонентов «Северного потока — 2», главной задачей является не намерение помешать созданию нового российского экспортного газопровода, а попытка задержать его ввод в эксплуатацию», — отмечает эксперт.

Комментарии и пинги к записи запрещены.

Комментарии закрыты.