Рoссeльxoзнaдзoр зaбрaкoвaл eгипeтскую кaртoшку. С 16 мaртa поставки в нашу страну клубнеплода из двух регионов арабской республики заморожены. Российское надзорное ведомство аргументирует свой поступок тем, что продукт заражен опасными бактериями. Казалось бы, на российском потребителе ограничения на поставки не должны отразиться. Отечественные аграрии производят достаточное количество продукта, но его существенная часть едет не на магазинные полки, а на мусорные полигоны. Из-за недостатка мощностей для хранения овощ портится. Поскольку Египет — основной поставщик картофеля в Россию, нельзя исключать дефицита продукта и, как следствие, увеличения его стоимости.
«Ввоз зараженного груза из Египта запрещен в целях недопущения проникновения и распространения на территории Российской Федерации карантинного объекта», — следует из сообщения Россельхознадзора. Плодоовощной болезнью, поразившей картофель из Египта, стала бурая бактериальная гниль, главная черта которой — стремительное распространение.
Картофель, который по праву называют вторым хлебом, россияне едят в больших объемах. Норма потребления этого овоща в день, по разным оценкам, от 65 до 100 кг в год на человека. Выходит, что 146 млн граждан нашей страны требуется максимум 16 млн тонн картошки. Несмотря на то что в год российские фермеры производят около 30 млн, чего с лихвой хватило бы, чтобы удовлетворить спрос, переизбыток продукта оборачивается дефицитом, рассказывал «МК» главный научный сотрудник Центра агропродовольственной политики РАНХиГС Василий Узун.
Проблема в том, что его негде хранить в течение всего года: у нас не хватает овощехранилищ. «Товарность картофеля находится на уровне 60%, то есть 40% собранного картофеля просто выбрасывается на помойку. А оставшийся картофель аграрии стараются побыстрее продать сразу после сбора урожая, — подчеркивает член Торгово-промышленной палаты Анна Вовк. — Россия обеспечивает себя картофелем только до конца зимы. А с марта и до следующего сбора урожая потребность в импорте только увеличивается, достигая 70% в июне». Дело в том, что март — это первый месяц в году, когда начинается стремительный рост объемов импорта. Так, только в прошлом марте в страну было импортировано 39 тыс. тонн клубнеплода из 565 тыс. тонн, завезенных в течение всего года.
Арабская республика — главный поставщик овоща в нашу страну, на нее приходится 52,9% от общего объема поставок. После введенных ограничений на товар из Египта торговым сетям придется срочно искать замену в Китае, Азербайджане и Белоруссии — следующих по объемам поставок странах, чтобы избежать дефицита клубнеплода на своих полках. Если альтернатива не будет найдена в ближайшее время, стоимость любимого россиянами продукта резко возрастет.
По данным экспертов по агробизнесу, в начале марта 2018 года средняя розничная цена за килограмм картошки составила 29,5 руб., что на 32% выше стоимости клубнеплода, зафиксированной в аналогичный период 2017 года. Сезонный рост цен на картофель — привычное явление для России. С начала февраля текущего года, то есть всего за месяц, стоимость продукта взлетела на 11,7%. Как изменится цена после введения ограничений на поставки товара из Египта, эксперты предположить не рискнули. Ясно одно: рост стоимости неизбежен.
Член ТПП убеждена, что возобновление поставок выгодно обеим странам. Она напомнила, что осенью 2016 года Россельзохнадзор уже вводил аналогичное эмбарго на ввоз на нашу территорию картофеля из Египта. Тогда запрет продержался три месяца. Сейчас все будет зависеть от того, как быстро египетские производители смогут доказать безопасность своей продукции.
Получайте короткую вечернюю рассылку лучшего в «МК» — подпишитесь на наш Telegram.