Дoxoды бюджeтa Рoссии в этoм гoду прeвысят рaсxoды, чтo случится впeрвыe зa пoслeдниe сeмь лeт. Прoфицит кaзны дoлжнa oбeспeчить дoпoлнитeльнaя прибыль oт продажи нефти и газа, поскольку цены на них оказались выше, чем ожидалось. Однако радоваться неожиданному приросту не стоит: вместо того чтобы потратить прибавку на граждан, правительство предлагает обратное — урезать расходы на социалку, пенсии, сельское хозяйство. Проект поправок к Закону о федеральном бюджете на 2018–2020 годы подготовлен Минфином и перед рассмотрением в Госдуме может обрасти новыми парадоксальными изменениями.
фото: Алексей МериновДокумент о пересмотре параметров федерального бюджета начинается оптимистично: Минфин РФ изменил прогноз денежного баланса страны в бюджете на 2018 год, заложив в него профицит на уровне 0,45% ВВП вместо ожидаемого дефицита в 1,3% валового продукта. Причем выручка от подорожавшей нефти ожидается существенная: казна располнеет на 2,2 триллиона вместо скромных 527 млрд рублей, которые изначально страна планировала заработать на продаже углеводородов. Казалось бы, России повезло. Однако, обнаружив профицит, которого страна не видела с 2011 года, правительство стало перекраивать параметры казны весьма специфическим образом.
По новому прогнозу, доходы страны увеличатся с 15,26 трлн рублей до 17 трлн, после закрытия дефицита в казне останется еще 530 млрд свободных средств, однако государство не планирует за счет них сильно увеличивать расходы (прибавка будет чисто символической — 60 млрд рублей). Наоборот, многие статьи государственных трат правительство намерено урезать.
В частности, предлагается сократить расходы по бюджетной статье «Социальная политика». Например, трансферты из казны на пенсионное обеспечение урежут на 51,5 млрд рублей. Правда, в Минфине пояснили, что на размер пенсий это не повлияет, а деньги на индексацию придут из других источников — внебюджетных фондов. Эти средства должны отчасти покрыть дефицит Пенсионного фонда, который до этого закрывался за счет федеральной казны, а теперь она может сэкономить на транше в ПФР. Вместе с тем в проекте поправок предусматривается сокращение на 2,23 млрд рублей госпрограммы по поддержке инвалидов и на 5,9 млрд рублей будут урезаны траты на социальное обеспечение. Кроме того, финансовое ведомство также предлагает снизить субсидии на развитие сельского хозяйства на 1,3%, или 3,2 млрд рублей.
Правда, двум важным сферам социальной жизни от перераспределенных в бюджете средств «копеечка» достанется: в проекте поправок предусмотрено увеличение расходов на медицину и образование — плюс 4,2 млрд и 2,64 млрд рублей соответственно. Зато кусок побольше и пожирнее правительство намерено выделить на поддержку силовых структур и финансирование системы исполнения наказаний: к расходам на первую статью предлагается добавить 20,3 млрд, на вторую — еще 4,6 млрд рублей.
Что делать с оставшимися профицитными средствами, Минфин тоже уже придумал. Планируется их сначала прокрутить с помощью покупки валюты на внутреннем рынке, а затем «заныкать» подальше, направив в государственную копилку — Фонд национального благосостояния.
Между тем дополнительные нефтяные доходы могли бы стать стимулом для развития отечественной экономики, но едва ли это случится, полагает эксперт. «Минфин РФ привык исполнять бюджет исключительно в бухгалтерской плоскости и стремится только к сведению расходов с доходами», — отмечает доктор экономических наук Игорь Николаев. По его словам, ведомству удобнее направить средства на покупку валюты, чем вложить в какой-нибудь проект.
Нынешнему министру финансов Антону Силуанову, которому, к слову, уже обещан пост первого вице-премьера в формирующемся новом правительстве, вообще чуждо понятие «инвестировать», добавляет директор Института проблем глобализации Михаил Делягин. «Он привык держать деньги в кулаке и не пускать их в экономику», — пояснил эксперт.
Конечно, в стремлении Минфина прокрутить деньги, чтобы пополнить госрезервы и положить в них заначку на черный день, нет ничего плохого. Вместе с тем намерение увеличить в 5 раз объемы закупок валюты может обернуться негативными последствиями для рубля, который всегда на масштабные валютные интервенции реагирует падением. В совокупности с другими факторами, в том числе антироссийскими санкциями, оттоком иностранного капитала из России, такое положение дел «деревянному» не сулит ничего хорошего. Впрочем, правительству выгоден слабый рубль: это ограничивает покупку зарубежных товаров населением и компаниями, а сэкономленные на импорте деньги и пойдут в национальную «кубышку». А чем резервов больше, тем Минфину спокойнее.
Читайте наши новости первыми — добавьте «МК» в любимые источники.
Рекомендую ознакомится https://msk-spravka.com/services/research/fluorography.html
Рекомендую ознакомится https://spravki-vam.org/spravka-dlya-akademicheskogo-otpuska/