Прeмьeр Дмитрий Мeдвeдeв пoстaвил пeрeд экoнoмичeским блoкoм oбнoвлeннoгo правительства назвать источники денег на финансирование национальных проектов, озвученных в майском указе президента Владимира Путина о путях социально-экономического развития страны до 2024 года. Сумма вложений оценивается в 25 трлн рублей. Эксперты, утверждают, что Россия может справиться с задачей, однако, возможно, правительство будет вынуждено пойти на непопулярные среди населения меры, и ужесточить налоговое давление или ускорить пенсионную реформу.
фото: pixabay.com
Для того, чтобы собрать 25 трлн рублей на реализацию всех задач, поставленных в подписанном в начале мая Путиным новом стратегическом документе страны, в отведенные сроки представителям Минфина и Минэкономразвития необходимо будет ежедневно изыскивать в среднем около 455 млрд рублей. В настоящее время у правительства есть понимание, где найти минимальную сумму в 8 трлн рублей на выполнение майского указа президента. Осталось дело за малым — найти еще 17 трлн.
Очевидно, что «живые» деньги изыскать за это время будет невозможно, поэтому, судя по всему, для начала правительство будет вынуждено довольствоваться неким предварительным планом того, как и из каких источников их предполагается собрать. В дальнейшем последуют более конкретные рецепты привлечение финансирования. В частности, к 25 июня должны быть выработаны предложения по формированию единого документа стратегического и бюджетного планирования, а к 1 сентября — проекты основных направлений деятельности кабинета министров и прогноз социально-экономического развития России до 2024 года.
Кроме того, до 15 августа правительственные ведомства должны предоставить готовые варианты нацпроектов по выполнению майского указа, а к 1 октября — специальные «дорожные карты» по реализации этого документа.
Пока источники привлечения средств, объем которых более чем в 1,5 раза превышает доходную часть федерального бюджета в 2018 году, выглядят достаточно условными. Предполагается увеличение несырьевых доходов, рост собираемости налогов, использование средств Фонда национального благосостояния. Также не исключен перераспределение расходов от обороны, силовых и государственных структур на нужды образования, здравоохранения и инфраструктуру.
Называются также и биржевые инструменты. В частности, новый глава Минприроды Дмитрий Кобылкин предлагает воспользоваться облигационными займами. Правда, в качестве примера он называет размещение в прошлом году облигаций Ямало-Ненецкого АО, в ходе которого удалось привлечь 2 млрд рублей. Собрать 25 трлн рублей такими порциями будет крайне затруднительно.
Тем не менее, по мнению финансового аналитика FxPro Александра Купцикевича, этот механизм все-таки будет задействован. «Правительство попробует существенную часть брать взаймы на внутренних рынках. Ключевая ставка ЦБ снижается, а госдолг России достаточно низкий – около 40% к ВВП вместе с обязательствами регионов», — отмечает эксперт. По словам замдиректора аналитического департамента «Альпари» Анны Кокоревой, если существующая удачная биржевая конъюнктура сохранится, то в совокупности с займами на внешнем рынке наша страна сможет привлекать от 1 трлн до 3 трлн в год. «На выполнение майского указа также могут пойти валютные средства, которые активно скупает Минфин. На сегодняшний день подобные резервы составляют немногим более $15 млрд, но к концу этого года они обещают вырасти до $30 млрд, так как дополнительные сверхдоходы от высоких нефтяных цен обещают достигнуть 1-1,5 трлн рублей», — полагает Анна Кокорева.
Она обращает внимание на то, что деньги предстоит собрать не сию секунду, а в течение шести лет. Даже если будет стоять вопрос о 25 трлн рублей, то ежегодные инвестиционные требования составят чуть более 4,15 трлн рублей. «Если, как утверждает правительство, 8 трлн рублей уже фактически собрано, что речь идет о 17 трлн рублей или 3,4 трлн в год, что при высоких нефтяных ценах, росте торгового оборота страны и заемном потенциале вполне возможно», — утверждает эксперт.
Тем не менее, план действий, который Минфин и Минэкономразвития должны представить правительству через полтора месяца, будет еще неоднократно переписан. На него могут повлияет реализация угрозы Вашингтона по запрету обращения государственный казначейских облигаций в США и другие западные санкционные обещания.
Кроме того, неуверенно выглядит фискальная политика государства. Например, из-за резкого роста российских цен на горючее правительство с 1 июля собирается снизить акцизы на за 3 тыс рублей за тонну бензина и на 2 тыс — за дизельного топлива. Ранее представители Кабмина, напротив, говорили о повышении этих сборов, которые могли бы обеспечить казну дополнительных доходом в 60 млрд рублей в 2018 году и по 80 млрд — в 2019-2020-х годах.
Теперь такая бюджетная прибавка может оказаться не достижимой. В связи с тем, есть подозрение, что чиновники будут применять непопулярные в социальной среде меры, в том числе, по увеличению НДФЛ и продвижению пенсионной реформы. «Карман пенсионеров и населения в целом — один из самых стабильных «глубоких ресурсов» государства. Не исключено, что чиновники будут проводить различные манипуляции с этими накоплениями для выполнения задач, поставленных президентом», — считает Купцикевич.
Пенсионная реформа. Хроника событий
Читайте наши новости первыми — добавьте «МК» в любимые источники.