Рoссийскo-aмeрикaнскиe oтнoшeния нaпoминaют миннoe пoлe, нa кoтoрoм взрывы звучат постоянно. Многие в США уверены: Кремль покусился на святое — вмешался в американские президентские выборы. А раз так, нужно его наказать. Например, обвалить накануне выборов российского президента курс рубля.
фото: Геннадий Черкасов
Звучит, однако, слишком громко, даже если тщательно прислушаться к аргументам: всемогущие хакеры, проведение информационных акций, нацеленных на американских пользователей соцсетями. Но хакеры, как известно, если что-то свое и выкладывают, то, как правило, напоказ, а вообще-то вытаскивают на свет то, что сделали вовсе не они. И если кто-то сел в лужу, то сам виноват, хакеров, какой бы они ни были национальности, общество за это должно только поблагодарить. Что же касается прокремлевских выступлений в американской аудитории соцсетей, то, если даже они выявлены, их ничтожное количество по сравнению с общей массой постов и твитов. Неубедительно. Тем не менее послевкусие создано, так что вполне можно ждать ответного хода к российским президентским выборам.
Следует сразу отделить мух от котлет. Как в США любой здравомыслящий человек уверен, что Дональда Трампа выбрали его соотечественники, так и на выборах в России никакой американский «подарок» не скажется. Это все понимают, что вовсе не отменяет знаковый обмен любезностями. И у американцев есть «подарок» из арсенала не информационной, а экономической войны, причем готовившийся заранее.
16 ноября, выступая в Госдуме, председатель ЦБ Эльвира Набиуллина заявила: «В целом устойчивость финансовой системы к разным негативным решениям, которые могут быть приняты, сейчас выше, чем, допустим, три года назад. И в любом случае у нас есть необходимый инструментарий для противодействия такого рода шокам». О чем это?
Дональд Трамп в августе подписал закон о расширении санкций против РФ. В соответствии с ним США в начале следующего года могут объявить о новых ограничениях для России. «Подарком» может стать ограничение инвестиций в российский госдолг, то есть в российские государственные облигации. Набиуллина именно о них и говорила: «Мы не знаем, что будет принято по ОФЗ, готовится только специальный доклад. Конечно, мы тоже анализируем последствия при разных сценариях. На наш взгляд, каких-то серьезных негативных последствий не будет. Это зависит от решения». Председатель ЦБ, таким образом, утверждает, что бы ни сделал Вашингтон, «у нас есть необходимый инструментарий для противодействия такого рода шокам». Впереди шок без трепета.
Попробуем разобраться. Будут ли распространены санкции на покупку госбумаг, пока неясно. Министр экономического развития Максим Орешкин 14 октября после встречи с американскими бизнесменами говорил, что тема распространения санкций США на госдолг России не рассматривалась. Но это ничего не значит. Санкции вводят не бизнесмены. Зато на финансовом рынке возможность долговых санкций активно обсуждается.
Если они будут введены, что изменится? По данным ЦБ, на 1 октября доля нерезидентов в ОФЗ (облигации федерального займа) составляла 33,2% (2,2 трлн руб., или $37,6 млрд). И доля, и сумма внушительные. Есть и более впечатляющие оценки. Например, аналитик Промсвязьбанка Роман Насонов утверждает, что ЦБ приводит данные по ОФЗ, включая их неликвидные выпуски, если же рассматривать бумаги, которые действительно торгуются на Московской бирже, то доля нерезидентов «превышает 50%». Значит, речь может идти о весьма болезненных санкциях.
Конечно, следует ввести ограничения. Во-первых, не все нерезиденты-держатели ОФЗ — американцы, которые будут следовать санкциям. Во-вторых, вряд ли Вашингтон пойдет на полный запрет вложений в российские госбумаги. Он будет учитывать интересы американских инвесторов, уже вложившихся в них. Так что более вероятно распространение запрета на новые выпуски облигаций.
Все равно перспектива тревожная. И дежурный оптимизм Набиуллиной в Госдуме может обернуться вынужденной бравадой. Вот цифровые выкладки. Их приводит Ольга Стерина из ФК «Уралсиб». По ее мнению, с учетом введения санкций только на новые выпуски «отток из ОФЗ составит порядка 200 млрд руб., что будет чувствительно для российского рублевого рынка». В результате произойдет «ослабление рубля на 15%».
Впереди маячит спровоцированная новыми американскими санкциями ощутимая девальвация рубля. Тогда ЦБ может оказаться вынужденным пересмотреть свою политику в отношении ключевой ставки и даже вернуться к ее повышению.
Остается надеяться, что в поисках неизменного ответного удара Россия не примет решения о выходе из бумаг Казначейства США, а такие призывы обязательно прозвучат. Потому что в этом случае она рискует столкнуться с обесценением значительной части своих международных резервов, которые в эти бумаги вложены. А резервы в условиях девальвации могут пригодиться.
Чем больше Россия будет ввязываться в войну экономических санкций, тем четче будет проявляться относительная слабость нашей экономики. Мир точно лучше войны.
Лучшее в «МК» — в короткой вечерней рассылке: подпишитесь на наш канал в Telegram