Экспeрты зaгoвoрили сeгoдня o нoвoй пoтeнциaльнoй нaпaсти для рoссиян: неизбежности того, что в стране будет введено ограничение на максимальную сумму наличности, которой можно расплачиваться физлицам. Остальное — по картам и в прочем электронном виде. Мы разбирались в возможности такого развития событий.
фото: Алексей Меринов
В развитых странах многие уже забыли про наличные. Процент использования безнала гражданами в Великобритании и Нидерландах составляет 52%, во Франции — 50%. В Швеции — и вовсе до 95%.
Свести к минимуму оборот бумажных денег пытаются и развивающиеся страны. В Венесуэле, к примеру, расплатиться боливарами можно лишь за парковку, положить немного средств на счет мобильного телефона и оплатить бензин. Не отстает и Турция: в Стамбуле можно даже в туалете расплатиться картой.
Постепенно отказываются от шуршащих купюр и звенящих монет и россияне. Если в 2014 году доля безналичных платежей физических лиц в нашей стране достигала 20%, то в 2017 году она увеличилась до 38%. Причем граждане в прошлом году впервые использовали банковские карты для оплаты чаще, чем для снятия наличных.
Однако на этом процесс перехода на безналичный расчет, по всей видимости, не закончен. Как утверждают слухи, циркулирующие в последнее время в банковском сообществе, не за горами то время, когда россиянам ограничат сумму используемых наличных.
Тем более, что еще в 2012 году ЦБ и Минфин пытались установить для них порог. Соответствующий законопроект даже был внесен на рассмотрение Госдумы. Согласно ему, граждане могли расплачиваться купюрами за покупки лишь до 600 тысяч рублей. Свыше этой суммы — только банковской картой. Но документ так и не был принят из-за начавшегося спада в экономике, обвала рубля и снижения покупательной способности россиян.
К слову, в Западной Европе практика «лимита» распространена. Например, в Италии, если захочешь расплатиться наличными на сумму больше одной тысячи евро, откажут.
Тем временем в январе 2018 года министр финансов Антон Силуанов предложил вернуться к идее частичного отказа от наличных. Оговорившись, правда, что в ближайшие два года власти не пойдут на такой шаг. И вот тема снова всплыла в финансовых кругах — пусть пока и на уровне слухов.
Как поясняет эксперт «Международного финансового центра» Дмитрий Чечулин, сейчас развитие безналичных систем в России затрудняется недоверием общества. Причиной тому — отзывы лицензий у банков, участившиеся случаи краж с банковских карт, в связи с развитием бесконтактных платежей. Например, известны случаи, когда в час пик злоумышленники со специальными терминалами просто прижимаются к пассажирам и списывают деньги с их карт.
«Нужно также принимать во внимание социально-демографическую ситуацию в стране. Большая часть граждан России – это люди старше 40 лет, которые в большинстве своем крайне консервативны в своем образе жизни. Скидки и кэшбеки, покупки в интернете, дистанционные заказы гостиниц и авиабилетов – всем этим пользуются чаще всего молодое поколение», — продолжает Чечулин. Пожилых же еще надо обучить пользоваться картами оплаты и самое главное – доказать, что это им нужно, считает эксперт.
По словам ведущего аналитика ГК TeleTrade Марка Гойхмана, также препятствует процессу перехода на безнал высокая доля «серой экономики» с её наличным оборотом. Простой пример: купить алкоголь после 23:00 официально запрещено. Но около дома за наличные — вполне реально. «Кроме того, в регионах, небольших населённых пунктах мало банкоматов и отделений банков, торговых точек, принимающих карты. Важно и то, что часто использование безналичных платежей связано с дополнительными банковскими комиссиями. Поэтому вряд ли в ближайшие годы можно будет говорить о полной победе безнала», — полагает Гойхман.
Впрочем, по словам эксперта, сейчас появились предложения провести эксперимент по использованию исключительно безналичных платежей в одном или нескольких регионах. Такой же, как с новым налогом на самозанятых, который вводится в четырёх регионах. С 1 января 2019 года в Москве,Татарстане, Московской и Калужской областях самозанятым нужно будет скачать приложение, работающее как касса. Затем пройти биометрическую идентификацию и привязать к приложению банковскую карту или счет, с которого будет списываться налог.
Эксперты считают, что гипотетически провести подобный опыт можно и с безналичными расчетами. Однако, опять же, препятствием станет недостаточно развитая инфраструктура. «На базе одного крупного мегаполиса это не вызовет труда. В целом они уже на 80-90% укомплектованы терминалами оплаты, а там, где их нет, можно оплатить с помощью перевода через мобильный банк», — поясняет Чечулин.
Однако в других, менее продвинутых регионах провести такой опыт будет сложно: недостаточно терминалов. «Да и как быть с приезжими из областей, на которые не распространится эксперимент? В сегодняшних реалиях он привёл бы к коллапсу в оплатах и покупках», — отмечает Гойхман.
Впрочем, говорит Дмитрий Чечулин, властям с переходом на безнал не стоит торопиться. Нужно просто дать рынку время — и он сам все сделает. «Да, отказ от наличных не произойдет за год-два, но за 5-10 лет мы легко выйдем на ситуацию, когда 80-90% платежей будет совершаться с помощью карт и мобильных устройств», — уверен аналитик.
Читайте новость «Правительство отказалось индексировать пенсии работающим пенсионерам»
Пенсионная реформа. Хроника событий
Читайте наши новости первыми — добавьте «МК» в любимые источники.